Шпиндельный подшипник – это однорядный радиально-упорный шарикоподшипник, обладающий большой грузоподъёмностью. Из-за высоких требований к частоте вращения вала и точности его ведения, используется в механизмах с высокими радиальными нагрузками и несоосностью посадки: в шпинделях металлообрабатывающих станков, опорах насосов и мощных вентиляторах. Помимо способности выдерживать радиальную нагрузку и однонаправленную осевую нагрузку, такие подшипники могут воспринимать осевую нагрузку, действующую в двух направлениях. Для этого их устанавливают попарно по схеме «Х» или «О».
Конструкция
Как и любой радиально-упорный однорядный подшипник, шпиндельный состоит из внутреннего и наружного колец, отличающихся своей массивностью, а также телами качения в виде шариков удерживающихся массивным сепаратором с окнами. Конструкция может изготавливаться как открытой, так и с уплотнениями. Отличительными технологическими особенностями являются угол контакта, узкий порог допуска и исполнение сепаратора.

Различают 4 типа шпиндельных подшипников:
- стандартные, со стальными шариками;
- стандартные, с керамическими шариками;
- высокоскоростные, со стальными шариками;
- высокоскоростные, с керамическими шариками.
В отличие от стандартных шпиндельных, высокоскоростные подшипники имеют маленький размер тел качения и поэтому используются при работе с высокоскоростными и сверхточными механическими операциями, при малых нагрузках на смазку и небольшой температуре.
Комбинированный шпиндельный подшипник
Или как ещё его называют гибридно-керамический, это инновационный продукт, отличительной особенностью которого является керамические прецизионные тела качения, изготовленные с помощью современных подходов к обработке нитрида кремния.
Такой тип имеет ряд преимуществ:
- малый размер и вес. Шарики комбинированного шпиндельного подшипника в полтора раза меньше обычного, что при использовании в высоких скоростях повышает срок службы;
- пониженное тепловое расширение и термостойкость. Такой тип выделяет гораздо меньше тепла, что создаёт экономию в их охлаждении;
- электрическая непроводимость и пониженный уровень вибрации, что хорошо сказывается на работе шпинделя.
Комбинированные гибридно-керамические подшипники используют в высокоскоростных шлифовальных и обрабатывающих шпиндельных станках, а так же горнодобывающих агрегатах, высокоточных инструментах, авиационных генераторах и в биотехническом оборудовании.
Уход за шпиндельным подшипником.
Для сохранности и повышения срока службы необходимо проводить его смазку и очистку. Стандартный тип подшипника шпинделя необходимо смазывать перманентной смазкой, которая заполняет пространство между кольцами и шариками и способна держаться на протяжении всего срока работы детали. Однако такая смазка портится при повышении нагрева детали, а значит, для смазки высокоскоростных станков и агрегатов она не подходит. Для их смазки применяют воздушно-масляную смазку.